Стандартная процедура пролонгации страхового полиса ОСАГО может побудить опытных водителей пересмотреть свои отношения с компанией-страховщиком. Попытавшись продлить договор обязательного автострахования, клиент одного из отделений «Росгосстраха» в Хабаровске узнал от менеджера компании, что впредь скидка на полис при безаварийном вождении организацией не предоставляется.

Как известно, законом об ОСАГО для страхователей предусмотрена гарантированная скидка 5% за каждый год безубыточной езды. Однако, судя по заявлениям потребителей и комментариям менеджеров продаж, с 1 апреля «Росгосстрах» прекратил предоставлять подобные скидки клиентам. Весной такое решение было связано с формированием единой базы Российского союза автостраховщиков (РСА). Система представляет собой единую базу данных по проверке коэффициентов бонус-малус. Страховая история водителя влияет на коэффициент, который применяется при расчете тарифа на ОСАГО. Официально с 1 января 2013 года при расчете стоимости полиса страховые компании обязаны проверять предыдущий опыт страхования, хотя ранее скидка предоставлялась на основании устного заявления клиента. Весной обнуление скидок можно было оправдать созданием базы РСА, однако на дворе октябрь и системой успешно пользуются многие компании.

На практике выходит, что «безаварийному» клиенту «Росгосстраха», который ранее приобретал полис ОСАГО с учетом скидки условно за 3 тыс. рублей, сегодня предлагают купить его за 5 тыс. Если водитель ожидаемо отказывается от подорожавшей услуги, менеджер может подсказать ему выгодное решение. Клиенту предлагают заключить договор с другим страховщиком, который при расчете стоимости полиса ОСАГО учтет страховую историю водителя и накопленную ранее скидку. Менеджер одной из страховых компаний уточнил механизм работы:

– Чтобы получить скидку на ОСАГО у любого страховщика, необходимо предоставить справку о безаварийной езде по договору, заключенному с предыдущей компанией. Вы приносите справку о том, что вам предоставлялась скидка 10%, мы делаем скидку 15%, через год она составит 20%. Максимальный размер скидки в случае дальнейшего отсутствия ДТП в истории водителя может составить 50%.

В частном случае редкий клиент изъявит желание потерять бонусы и купить страховой полис за большие деньги. По мнению экспертов, отказ участников рынка от заслуженных и обещанных страхователям законом бонусов может свидетельствовать об определенных тенденциях на рынке. Созданная в этом году база РСА должна была существенно снизить затраты на проверку застрахованных, ведь компаниям теперь не нужно иметь собственные массивы данных по убыточности того или иного клиента, отметил аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Антон Сороко. Он пояснил, что с утверждением новой системы у всех страховых компаний скидки на ОСАГО должны быть одинаковые в процентном выражении. Действия отдельных страховщиков можно расценить как подготовку к новым условиям автострахования.

– Закон о существенном повышении страхового покрытия по ОСАГО сейчас находится в Госдуме, и поправки пока не вступили в силу. Тем не менее многие страховщики выражали озабоченность по поводу увеличения выплат и в то же время замороженных на месте тарифов по ОСАГО. Уже сейчас по многим сегментам рынка убыточность близка к единице, поэтому такие действия «Росгосстраха» можно назвать попыткой выправить баланс по продукту, – считает Антон Сороко.

Аналитик убежден, что грядущие изменения не приведут к замедлению темпов роста сегмента автострахования и в 2013 году он прирастет на 15–20%. Рынку страхования автогражданской ответственности требуется проведение реформы по переходу от обязательного страхования к вмененному, полагает Антон Сороко. В подобном случае страховщики смогут сами формировать тарифы, что должно повысить конкуренцию и позитивно сказаться на рентабельности страховщиков. Компании, в свою очередь, начнут ценовую борьбу за покупателя, следовательно, агрессивного роста тарифов ждать не приходится. Потребителям придется прикладывать больше усилий к поиску страховщика, но появится возможность получить цены ниже средних по рынку.

Источник: Золотой Рог, 08.10.13

Автор: Константинова М.