Госдума на заседании во вторник приняла во втором и третьем, окончательном чтении законопроект, которым до 1 апреля 2014 года приостанавливается действие нормы КоАП об административной ответственности за неоснащение определенных видов транспорта тахографами.

В настоящее время в статье 11.23 кодекса установлена ответственность за управление грузовиками и маршрутками без тахографов, если их установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством РФ, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом. Предусмотрены штрафы для граждан в размере от 1 тыс. рублей до 3 тыс. рублей, для должностных лиц – от 5 тыс. рублей до 10 тыс. рублей.

При этом, если водитель нарушил установленный режим труда и отдыха, это влечет наложение административного штрафа в размере от 1 тыс. рублей до 3 тыс. рублей.

Поправки делают оговорку, что эти нормы применяются до 1 апреля 2014 года только к отношениям в сфере осуществления международных автомобильных перевозок.

«Требования об обязательности оснащения транспортных средств тахографами вступили в силу 1 апреля этого года, однако буквально за месяц выявились проблемы, связанные прежде всего с производством отечественных тахографов, которые соответствовали бы условиям, установленным приказами отраслевого министерства – Минтранса», – сказал ранее «Интерфаксу» глава комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин, который является одним из авторов проекта закона.

Он пояснил, что тахограф – это средство контроля, обеспечивающее непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей.

Тахографы, по закону, должны устанавливать юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, которая связана с эксплуатацией транспортных средств.

Между тем, отметил В.Плигин, до настоящего времени в стране не производятся тахографы, отвечающие требованиям, установленным Минтрансом в приказе, изданном 13 февраля 2013 года. Кроме того, сказал В.Плигин, отраслевое министерство не уточнило порядок оснащения транспортных средств тахографами, и потому «отсутствуют правовые основания привлечения к административной ответственности» тех, кто не успел оснастить автомобили названными средствами технического контроля.

Требования об обязательности оснащения транспортных средств тахографами вступили в силу с 1 апреля 2013 года, но транспортное сообщество оказалось не готово к системному внедрению тахографов.

Эксплуатация грузовиков и автобусов, совершающих международные и межсубъектные перевозки, без тахографа запрещена с 23 января 2012 года, поправки в КоАП РФ, предусматривающие штрафы за отсутствие тахографа, вступили в силу с 1 апреля этого года.

«Большинство транспортников долгое время игнорировали требования закона и заняли выжидательную позицию», – сказал агентству «Интерфакс-АФИ» источник в Госдуме.

«Дело осложнилось, когда Минтранс России выпустил приказ, который унифицирует требования к тахографам и предписывает модернизировать устаревшее оборудование к 2015 году. При этом сами требования еще только согласовываются, а ряд производителей этого оборудования начинают выпуск тахографов нового образца. Получается, что перевозчиков поставили перед выбором: или устанавливать сейчас прибор, который к 2015 году все равно придется менять, или платить серьезные штрафы за езду без тахографа, – отметил он. – Спустя месяц после начала действия штрафов, в мае этого года, решением проблемы занялся Минтранс РФ. Ведомство обратилось в МВД с просьбой не применять к водителям штрафы, если в машине не установлен тахограф».

Как сообщил агентству источник в Госдуме, «после 1 апреля 2014 года размеры штрафов за неиспользование тахографов для перевозчиков могут увеличиться».

Не хватает года на подготовку к внедрению тахографов в РФ

По оценке Минтранса, ведомству необходимо не менее года для внедрения системы тахографического контроля. В соответствии с разработанными требованиями современные отечественные тахографы с модулем криптографической защиты информации помимо своей непосредственной функции контроля режимов труда и отдыха также должны хранить в себе данные о маршруте и скорости движения, сказал источник в Госдуме агентству «Интерфакс-АФИ».

Парадоксальная ситуация, связанная с введением тахографического контроля в РФ, послужила поводом для выдвижения инициативы по введению моратория на применение штрафов. Инициаторами соответствующего законопроекта выступили депутаты Владимир Плигин и Вячеслав Лысаков. Законопроект был принят в первом чтении.

Распространения тахографов ожидают российские страховщики. По словам президента Российского союза автостраховщиков Павла Бунина, «обязательная установка тахографов позволит не только сократить аварийность и уменьшить число человеческих жертв на дорогах. Внедрение средств технического контроля будет способствовать очищению транспортной отрасли от недобросовестных игроков».

«Вся информация с приборов ГЛОНАСС поступает в единый навигационный центр, через который и владельцы транспортных компаний, и надзорные органы смогут полностью контролировать процесс перемещения грузов и в целом отслеживать маршрут движения транспортного средства. Если эта информация будет доступна страховым компаниям, то для добросовестных и надежных перевозчиков могут быть разработаны различные страховые программы, учитывающие особенности работы перевозчиков», – отметил П.Бунин.

Как пояснил «Интерфаксу» заместитель генерального директора ФБУ «Росавтотранс» Армен Хачатрян, «сегодня в перечне разрешенных к применению тахографов перечислены четыре модели оборудования четырех разных компаний, по мере прохождения сертификации список производителей будет расширяться». На рынке ожидают снижения стоимости оборудования при росте конкуренции, добавил он.

Источник: Финмаркет, 02.07.13