«Ренессанс Жизнь» увеличила объемы бизнеса за 2013 г. в 2,5 раза, до 21,3 млрд руб. Из них комиссионные продавцам составили 18,8 млрд, а выплаты клиентам – лишь 0,25 млрд руб.

Страхование жизни стало самым быстрорастущим сегментом страхового бизнеса в 2013 г., свидетельствуют данные ЦБ, сборы страховщиков жизни выросли за год на 65%, до 84 млрд руб. Самой быстрорастущей компанией на рынке стала «Ренессанс Жизнь». В 2012 г. она собрала 8,6 млрд руб., заняв вторую строчку в числе крупнейших страховщиков жизни (первый – «ППФ Страхование жизни»). В 2013 г. «Ренессанс Жизнь» нарастила сборы на 147%, до 21,3 млрд руб., что позволило ей выйти в лидеры по объемам бизнеса.

Львиная доля премии (20,8 млрд руб.) пришлась на страхование жизни, еще 0,5 млрд руб. сборов – по договорам личного страхования. «Суть значительной части бизнеса «Ренессанс Жизни» – продажа кредитного страхования заемщикам банков. Такая модель бизнеса подразумевает высокие комиссии банкам», – объясняет Алексей Янин из «Эксперта РА». Комиссионные «Ренессанс Жизни» за прошлый год достигли 18,84 млрд руб., следует из данных ЦБ. Это 88% от всех сборов компании и 12% от агентских выплат всех страховщиков в 2013 г.

Основными партнерами компании были банки «Хоум Кредит», «Ренессанс Кредит» и «Тинькофф Кредитные системы», знают двое страховщиков жизни, использующих традиционные агентские каналы продаж. «Мы не можем с ними бороться за банковский канал продаж по уровню комиссии», – признает один из них. Конкуренты считают, что столь быстрый рост портфеля вызван желанием собственника (группа «Спутник» Бориса Йордана. – «Ведомости») продать актив в будущем.

Банковский канал является основным каналом дистрибуции у компании, дающим более 30% премии, замечает президент «Ренессанс Жизни» Олег Киселев: «Агентское вознаграждение формируется рынком и зависит от размера затрат партнеров. Очень дорого содержать и развивать собственную розничную сеть».

Компания эффективна даже на фоне больших комиссий, у нее невысокий уровень выплат, говорят собеседники «Ведомостей»: 253 млн руб. в 2013 г. и 153 млн руб. годом ранее. По данным ЦБ, у страховщика 5,8 млн действующих полисов. В 2013 г. за выплатой обратилось лишь 8778 клиентов, урегулировано 4615 случаев, отказано в 1067. По статистике, 75% отказов приходится на случаи, когда страхуется заведомо больной человек, еще 14% – исключения из правил страхования, 6% – мошенничество, 5% отказов – по причине алкогольного опьянения, объясняет Киселев. По его словам, средний срок действия полиса – от 3 до 15 лет по разным видам, чаще всего покрываются риски смерти, дожития, инвалидности.

По данным за девять месяцев 2013 г., «Ренессанс Жизнь» работала с прибылью, замечает Янин (отслеживает компанию), не раскрывая данных. Многие компании, работающие на российском страховом рынке, отражают премии, очищенные от комиссионного вознаграждения, говорит он, это не позволяет корректно сопоставить результаты. При работе по агентской модели (полис выписывается от имени страховщика) комиссию отражает у себя страховщик, по коллективному договору – комиссию сразу забирает банк, объясняет причину такого роста сборов у «Ренессанс Жизни» гендиректор страховщика жизни госбанка: «Первое место на рынке – побочный результат агентской схемы».

Из пятерки крупнейших страховщиков аналогичная ситуация с комиссионными еще у трех компаний: «АльфаСтрахование-Жизнь» (10,8 млрд премии, 3,7 млрд комиссии, 207 млн руб. возмещений), «Метлайф Алико» (9,9 млрд, 3,6 млрд и 2,1 млрд руб.) и «ППФ Страхование жизни» (8,5 млрд, 6 млрд и 811 млн руб.). Лишь «Росгосстрах-Жизнь» сумела продать полисов более чем на 11,3 млрд руб., заплатив при этом 10% агентских (1,37 млрд руб.). Выплаты страховщика при этом достигли 2,7 млрд руб.

Результаты страхового рынка РФ в 2012–2013 гг.

Vedomosti-49

Источник: СБРФР

Источник: Ведомости, №32, 25.02.14

Автор: Нехайчук Ю.