Предоставление налоговых вычетов при использовании накопительного страхования могло бы стимулировать рост финансового направления, по которому Россия отстает от развитых стран в десятки раз. Об этом 3 апреля в ходе конференции «Страховой бизнес в России», организованной газетой «Ведомости», заявил генеральный директор компании «Сбербанк Страхование» Максим Чернин. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.

Накопительное страхование представляет собой программу страхования жизни и здоровья с возможностью накопления заранее определенной суммы к определенному сроку (плюс получения дополнительного инвестиционного дохода).

«В российской практике накопительное страхование на кривой риска доходности оказалось между депозитами (которые только покрывают инфляцию, но очень гарантированны в плане дохода) и ПИФами (большой доход, но и большие риски), – отметил Чернин. – Клиентам очень понравился новый продукт, в рамках которого можно снимать проценты по мере зарабатывания дохода. Следует понимать, что эти продукты клиенты покупают именно ради дохода, это не страхование жизни как таковое. В мире накопительные страховые продукты продаются с конца 1970-х – от страхования жизни там только оболочка».

По мнению аналитиков, потенциал накопительного страхования в России сегодня ограничен. Во-первых, если во всем мире доходность этого инструмента гораздо выше, чем у депозитов, то в нашей стране она сравнима. Во-вторых, недостаточно налоговых льгот, предоставляемых при «длинном» инвестировании.

«Страховщики жизни располагают самыми длинными деньгами для инвестирования, – подчеркнул гендиректор «Сбербанк Страхования». – Но сколько ни говорится о создании государственных инфраструктурных облигаций, в которые могли бы быть вложены эти средства – их до сих пор так и не появилось».

«В России огромный, пока не реализованный потенциал накопительного страхования жизни, – уверен Максим Чернин. – В 2012 году наша страна занимала 43-е место по размеру собираемой страховой премии (84,3 млрд рублей). На страхование жизни приходится 0,127% российского ВВП (для сравнения: в Германии этот показатель составляет 6,7%, в Великобритании – 15%). Доля страхования жизни в общем объеме страхового рынка – 9,4% (в странах с развитой экономикой – около 50%)».

По данным Всероссийского союза страховщиков, в первом полугодии 2013 года совокупные сборы по страхованию жизни в России составили 36,4 млрд рублей. Из них сборы по накопительным продуктам – 13,8 млрд, рисковому страхованию жизни – 1,57 млрд, кредитному страхованию – 21 млрд рублей.

Стратегия Минфина предполагает рост рынка страхования жизни к 2020 году до 546 млрд рублей, а размера страховой премии на душу населения – до 3,9 тыс. рублей в год. Так называемый реалистичный сценарий развития рынка от страхового сообщества оперирует цифрами примерно в 2 раза скромнее.

Источник: Клерк.ру, 03.04.14

Автор: Васильев С.