…Но гражданином быть обязан
В России подорожают полисы обязательного страхования ответственности автовладельцев. Для 177 городов (в том числе и Самары) и 62 регионов коэффициент для расчета тарифов ОСАГО повышен, для 6 городов и 6 регионов – понижен, а для 116 городов и 10 регионов – не изменился. Страховщики считают, что повышение крайне необходимо и позволит рынку развиваться.
.
Регион региону рознь
Рост коэффициентов для расчета тарифа ОСАГО затронет автовладельцев по всей стране. По постановлению Правительства РФ №554 от 13 июля 2011 года, повышаются коэффициенты в зависимости от возраста и стажа водителя, мощности автомобиля, региона эксплуатации и других параметров.
Страховщики отмечают, что основные изменения коснулись именно региональных коэффициентов.
Так, для автомобилистов Казани, Перми, Челябинска и Якутска тариф приравнен к московскому, здесь базовую ставку (1980 рублей для владельцев легковых машин) нужно будет умножать на 2 вместо прежних 1,6, а для Кемерова ставка увеличится с 1,6 до 1,9. В Москве и Санкт-Петербурге страховщики изначально добились введения двойного коэффициента, поэтому на этот раз ставка не меняется.
Для Самары региональный коэффициент увеличен с 1,3 до 1,6, в Тольятти – с 1 до 1,5, в Новокуйбышевске и Сызрани – с 0,8 до 1,1, в Чапаевске – с 0,8 до 1,2, а в других городах и населенных пунктах области – с 0,5 до 0,9.
«Повышение территориальных коэффициентов обусловлено целым рядом факторов, в числе которых разница в стоимости запчастей и, как следствие, в стоимости ремонта, а также уровень аварийности в отдельных городах и регионах России», – отметил директор по страхованию ОАО «Интач Страхование» Михаил Ефимов.
Андеррайтер по автострахованию и ОСАГО Приволжского регионального центра ОАО «АльфаСтрахование» Андрей Стрижков добавил, что изменение коэффициентов также связано с убыточностью на конкретных территориях. «В настоящий момент имеется обширная база для анализа ситуации, по всей видимости, расчеты показывают, что в этих городах, чтобы поддерживать приемлемый уровень убыточности, необходимо установить именно такие значения коэффициентов», – пояснил Андрей Стрижков.
Плата за неопытность
Помимо региональных изменились и другие коэффициенты, которые наиболее часто участвуют в расчете стоимости полиса. В частности, увеличение зависит от мощности двигателя: для транспорта 50–70 лошадиных сил тарифы выросли до 1 с 0,9, для машин мощностью 70–100 л.с. – до 1,1 с 1.
А также от возраста и опыта. «Больше всего стоимость ОСАГО увеличится для молодых водителей (до 22 лет), водителей с малым опытом вождения (до 3 лет), а также для владельцев автомобилей самой распространенной мощности – от 70 до 100 лошадиных сил, – рассчитал Михаил Ефимов. – Так, для водителей моложе 22 лет со стажем вождения более 3 лет коэффициент увеличится с 1,3 до 1,6, что, в свою очередь, приведет к увеличению стоимости полиса на 23%. Неизменным он останется для водителей старше 22 лет с опытом вождения больше трех лет. Также не изменится коэффициент для автомобилей с мощностью двигателя менее 50 л.с. и более 121 л.с.».
Андрей Стрижков подчеркнул, что увеличатся и коэффициенты, применяемые при оформления договора, по условиям которого автомобиль эксплуатируется не весь год, а определенный период: здесь изменения коснулись периодов, равных 3, 4 и 5 месяцев.
Изменения назрели?
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) корректировку ряда коэффициентов страховых тарифов считают необходимой. Поскольку, по расчетам РСА, сборы по ОСАГО с января по май выросли на 5% в годичном исчислении, до 37,3 млрд рублей, а выплаты – на 12%, до 23,7 млрд рублей.
За 2010 год сборы российского рынка ОСАГО выросли на 7,8% и достигли 92,497 млрд рублей.
«Повышение коэффициентов по ОСАГО приведет к росту премий по ОСАГО на 20–30% и доходов страховых компаний на 5–15%, – полагает главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин. – Сектор ОСАГО убыточен для страховых компаний, рентабельность на нем составляет приблизительно минус пять процентов. Но в данном случае проблема не только в ОСАГО, речь идет о концепции перераспределения рисков государственного бюджета на страховые компании, которые на нынешнем этапе, вслед за банковским сектором, получают от государства поддержку в антикризисном формате. Однако весьма сомнительно, что усиление роли страховых компаний в экономике с сокращающимися темпами потребительского спроса и реальных доходов населения, слабым рынком труда, в экономике, перестраивающей себя на базе роста инвестиций при сокращении доли потребления в ВВП, станет эффективной мерой». По мнению эксперта, скорее всего, реакцией рынка будет спад потребления и уход в «тень» бизнеса, связанного с этим сектором. «Потребуется усиление государственного контроля, которое не будет подкреплено экономическими предпосылками роста «прозрачности» экономики», – прогнозирует Александр Осин.
По словам Михаила Ефимова, повышение страховых коэффициентов ОСАГО является необходимой мерой, направленной на снижение убыточности страховых компаний в этой области деятельности и создание эффективного страхового рынка. «Повышение коэффициентов также позволит в будущем увеличить объем страховых выплат по ОСАГО, – считает Михаил Ефимов. – Тарифы на ОСАГО с момента введения в 2003 году оставались практически неизменными, тогда как инфляция за это время составила порядка 200% и наблюдался значительный рост цен. Это привело к тому, что выплаты по ОСАГО росли более быстрыми темпами, чем сбор страховых премий. Пересмотр коэффициентов необходим, в первую очередь, для того, чтобы страховые компании смогли улучшить ситуацию с убыточностью по ОСАГО. Но наряду с повышением тарифов необходимо корректировать и лимиты выплат, которые тоже не менялись».
Андрей Стрижков уверен, что увеличение стоимости ОСАГО должно сказаться на конкуренции и качестве сервиса, оказываемого со стороны страховщиков.
Мнение
Александр Осин, главный экономист УК «Финам Менеджмент»:
– Вообще все коэффициенты ОСАГО связаны с большими или меньшими рисками по конкретным категориям водителей. Это делается для того, чтобы выровнять для страховых компаний вероятность получения убытков при оформлении договора ОСАГО. Соответственно, региональные коэффициенты выше в крупных городах со сложной дорожной обстановкой и высокой аварийностью и ниже в небольших населенных пунктах, где вероятность ДТП и, соответственно, риски страховой компании ниже. При первоначальном введении коэффициентов статистики по многим регионам было недостаточно, поэтому предусматривалась возможность пересмотра коэффициентов.
Источник: Волжская коммуна, 22.07.11
Авторы: Сапрунова С., Трофимов С.
< Предыдущая | Следующая > |
---|