В новом году полисы ОСАГО подорожают в среднем на 30%. Такое повышение тарифов заложено в законопроекте, который депутаты Госдумы рассмотрят в ближайшее время. Согласно поправкам лимит по выплатам на ремонт машин будет поднят с нынешних 120 тыс. рублей до 400 тыс. рублей, а лимит компенсации вреда жизни и здоровью граждан – со 160 тыс. рублей до 500 тыс. рублей. Граждане станут больше платить страховщикам, но едва ли смогут рассчитывать на повышенные выплаты в случае аварии, так как страховщики научились занижать сумму ущерба в разы. Так, в нынешнем году средняя выплата по ОСАГО снизилась, несмотря на рост цен и повышение сборов страховщиков с автовладельцев. В целом же страховщики выплачивают гражданам менее половины того, что собрали при продаже полисов ОСАГО вместо положенных по закону 80%.

 

Грядущее подорожание полисов ОСАГО связано с повышением базового тарифа. Сейчас он составляет 1,98 тыс. руб., а после принятия поправок его величина будет не ниже 2,5 тыс. рублей. Страховщики оправдывают это повышением выплат в связи с ростом лимитов со 120 тыс. до 400 тыс. рублей за поврежденные машины и со 160 тыс. рублей до 500 тыс. рублей за возмещение вреда здоровью потерпевшего. Однако статистика свидетельствует о том, что лимиты можно повысить и без повышения тарифов. Так, по данным Российского союза автостраховщиков (РСА), за 9 месяцев 2012 года было продано 30,096 млн полисов ОСАГО на общую сумму в 89 млрд рублей. Выплаты же составили менее половины этой суммы – 43,7 млрд рублей. Более того, по данным РСА, средняя стоимость страхового полиса по сравнению с прошлым годом выросла на 21,7% – до 2956 рублей, а средняя выплата по ОСАГО снизилась на 0,9% и составила 22933 рубля. Причем это произошло на фоне многочисленных заявлений представителей страховых компаний о росте цен на запчасти.

«Во всем цивилизованном мире ОСАГО является убыточным видом страхования, и государство заставляет страховщиков им заниматься. У нас же все иначе: страховые компании выстраиваются в очередь, чтоб получить возможность заниматься именно «автогражданкой». Многие страховщики даже предпочитают не связываться с каско, поскольку, по их мнению, иметь дело с ОСАГО гораздо выгоднее», – заявил «НИ» лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. По его словам, нормальная практика – это когда страховые компании пускают около 80% собранных средств на выплату. В России же на эти цели уходит примерно 57–59%. «Именно поэтому тарифы на ОСАГО надо снижать, а не повышать, а ответственность страховщиков, наоборот, следует значительно повысить», – уверен Виктор Похмелкин.

В 2003 году ОСАГО ввели как финансовую гарантию возмещения ущерба, причиненного владельцами транспортных средств. Однако такой гарантией страховка не стала, говорит «НИ» автомобильный юрист Сергей Горбунов: «Отечественных страховщиков я бы разделил на тех, кто предпочитает вообще не платить пострадавшим, и тех, кто платит, но мало. В лучшем случае потерпевший получит 30% от действительно причитающейся ему суммы». По словам юриста, единственный путь получить справедливую компенсацию за разбитый автомобиль – это проводить независимую экспертизу, а затем, после получения соответствующего заключения, обращаться в суд: «Как правило, суды встают на сторону автомобилистов и заставляют страховщиков платить».

По данным Национального агентства финансовых исследований, ОСАГО – самая популярная страховая услуга среди россиян. Ею пользуются примерно четверть (26%) взрослого населения страны. Руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Дмитрий Панкин на днях заявил о том, что его ведомство получает огромное количество жалоб на недобросовестных страховщиков по поводу выплат по ОСАГО: «Число жалоб снизилось, однако нас это не должно радовать, потому что объем жалоб все равно большой. Люди, скорее, отчаялись и не пишут».

Если в прошлом году на одну страховую компанию в среднем приходилось 33 жалобы, то в этом уже 41, сообщила на днях заместитель руководителя ФСФР Юлия Бондарева. По ее словам, на жалобы по ОСАГО в структуре жалоб приходится более 50%. По данным ФСФР, 59% владельцев полисов ОСАГО жалуются на несоблюдение сроков рассмотрения обращений и осуществления выплат, около 20% сетуют на занижение сумм выплат, почти 18% владельцев подают жалобы, связанные с отказом страховщиков вообще выплачивать что-либо. Российский союз автостраховщиков утверждает, что недовольных граждан немного: жалоба поступает на одну выплату по ОСАГО из 200.

Участники страхового рынка соглашаются с тем, что повышение лимитов страховых выплат необходимо, так как принятые сейчас 120 тыс. рублей за разбитый автомобиль и 160 тыс. компенсации на лечение или возмещение морального вреда родственникам в связи с гибелью человека давно уже не соответствуют масштабу цен. «Многие нынешние проблемы напрямую связаны с небольшими лимитами страховых выплат, которые, несомненно, необходимо менять, – заявил «НИ» заместитель генерального директора одной из крупнейших российских страховых компаний Игорь Иванов. – Однако надо понимать, что повышение лимитов неизбежно повлечет повышение тарифов».

По мнению г-на Иванова, жалобы на страховщиков связаны с недобросовестностью отдельных компаний, хотя «существуют и объективные причины, из-за которых клиентам кажется, что выплаты сильно занижены». Во-первых, страховые выплаты всегда производятся с учетом износа автомобиля, а «в нашей стране 50% автопарка старше 10 лет». Во-вторых, в России до сих пор не разработаны единые стандарты расчета страхового возмещения, и «поэтому страховые компании вправе пользоваться различными методиками. В результате мы имеем серьезные расхождения, например, по стоимости нормочаса». Страховщик также посетовал и на недобросовестность многих автомобилистов, которые в случае ДТП любят заявлять и ущерб, который был причинен машине ранее, например, в ходе инцидента, не имеющего никакого отношения к произошедшей аварии. По словам г-на Иванова, такой обман является частой причиной значительного уменьшения объема страхового возмещения или же и вовсе отказа в выплате.

Тем временем в Российском союзе автостраховщиков признают, что произвол страховых компаний является сегодня серьезнейшей проблемой. «Многие страховые компании, которые сегодня работают на рынке, на самом деле представляют собой финансовые пирамиды», – сообщил «НИ» заместитель председателя комитета РСА по противодействию страховому мошенничеству Владимир Хомяков. По его словам, многие компании делают все, чтобы «подальше отфутболить гражданина, которому причитается возмещение». Это подтверждает пример жительницы Ульяновска Елены Сорокиной, которой после ДТП страховая компания «МАКС» упорно отказывалась выплачивать компенсацию в рамках ОСАГО. Женщина была даже вынуждена организовать сбор подписей под письмом к главе государства Владимиру Путину с просьбой внести в законодательство поправки, ужесточающие наказание для недобросовестных страховщиков. Только после публикации «НИ» пострадавшая получила от страховщика положенное ей по закону возмещение.

Бюро независимых экспертиз, куда рекомендует обращаться юрист Сергей Горбунов, далеко не всегда оказываются независимыми, отмечает Владимир Хомяков из РСА: «Сегодня почти все страховые компании работают в связке с так называемыми независимыми оценщиками, и в объективной оценке ущерба никто, кроме автовладельца, не заинтересован». Сотрудник одной из страховых компаний, попросивший не называть его имени, подтверждает «НИ», что в последнее время участились ситуации, когда страховщик занижает размеры выплат, после чего пострадавшая сторона предъявляет все претензии виновнику ДТП: «Гражданам приходилось возмещать убытки из собственного кармана, несмотря на то, что они имели полисы ОСАГО».

Источник: Новые Известия, 26.11.12

Автор: Белый М.