Как удалось выяснить «Известиям», одна из самых мощных в России ГЭС – Красноярская ГЭС застрахована в рамках системы страхования опасных объектов по минимуму. Это означает, что в случае аварии с жертвами такой страховки хватит, чтобы покрыть выплаты родственникам всего пяти погибших. Между тем, количество персонала, занятого на станции, составляет около 500 человек. Красноярская ГЭС принадлежит энергетической компании «ЕвроCибЭнерго» Олега Дерипаски.

 

Владельцы опасных объектов, расположенных на крупнейших российских предприятиях, научились ловко обходить закон о страховании опасных объектов, который обязал предпринимателей страховать ответственность за вред жизни и здоровью персонала и людей, проживающих рядом с предприятием. Манипулируя информацией в документации, которая сдается в страховую компанию, промышленники существенно занижают стоимость ответственности, покрывая риски по минимуму.

После техногенной катастрофы, произошедшей на Саяно-Шушенской ГЭС в августе 2009 года, где погибло 75 человек, государство серьезно задумалось о том, кто должен платить за вред жизни и здоровью как сотрудников предприятия, так и людей, проживающих рядом. В результате было принято решение, что промышленники должны страховать все опасные объекты, находящиеся на их предприятиях (всего в России около 300 тысяч таких объектов). Начиная с 2012 года по закону о страховании опасных объектов в случае смерти работника предприятия или гражданина, проживающего рядом с опасным объектом, его семья должна получить по 2 млн рублей, а в случае нанесения вреда здоровью – платится определенный процент от 2 млн рублей в зависимости от тяжести травмы. При этом по закону должно быть застраховано и причинение вреда имуществу граждан.

Однако в ходе реализации закона выявились проблемы, которые в настоящее время сводят к минимуму эффект, который ждали от закона. Как выясняется, объекты, на которых могут произойти техногенные катастрофы очень большого масштаба, оказываются застрахованными на очень маленькие суммы. По информации «Известий», например, Красноярская ГЭС – на сегодня крупнейшая по мощности в России – застрахована как 10 отдельных объектов каждый с покрытием 10 млн рублей – по минимальным ставкам (по таким же ставкам страхуются, например, отдельные автозаправки). Каждая такая страховка покроет выплаты на гибель не более 5 человек.

Расходы ОАО «Красноярская ГЭС» на взносы по этой страховке составили, если основываться на практике страховщиков, около 100 тысяч рублей. При этом компания, которая контролируется структурами Олега Дерипаски, оказалась в состоянии выплатить своим акционерам 2 млрд рублей дивидендов.

Согласно закону, если в результате работы объекта может быть нанесен ущерб жизни и здоровью 3000 человек совокупно, то она должна быть застрахована на 6,5 млрд рублей, если 1500–3000 человек – то на 1 млрд рублей. Минимальный лимит в 10 млн рублей установлен для объектов, которые могут нанести ущерб суммарно не более 75 человекам.

«ЕвроCибЭнерго» владеет восемнадцатью электростанциями по России, в том числе и крупнейшими – Братской, Усть-Илимской и Иркутской ГЭС. На какие суммы застрахованы эти объекты, «Известиям» выяснить не удалось. На сайте «ЕвроСибЭнерго» сообщается, что в 2009 году ее электростанции выработали 82,8 млрд кВтч электроэнергии, что составило около 9% от суммарного производства электроэнергии в России.

При этом по оценкам директора департамента технических рисков страховой компании «Альянс» Олега Романова, страховое покрытие по каждому объекту на электростанциях должно попадать в диапазон от 300 млн рублей до 3 млрд рублей в зависимости от особенностей объекта.

По словам вице-президента Национального союза страховщиков ответственности (НССО) Светланы Гусар, случаи, когда занижается сумма страховки, – не единичные. Например, сейчас союз совместно с ФСФР и Ростехнадзором проводит проверку трех крупных предприятий в Москве, которые, по предварительным оценкам союза, заключили договор с лимитом страхового покрытия в 10 млн рублей, хотя должны были застраховаться по максимуму – на 6,5 млрд руб. Названия предприятий пока не раскрываются.

Проблема в том, что сегодня в реестре Ростехнадзора, который учитывает предприятия с опасными объектами, нет информации о степени опасности объекта, от которой зависит сумма страховки. В результате НССО, который ведет базу договоров страхования опасных объектов, не может проверить – на должную ли сумму застраховался владелец ОПО.

Что же касается конкретных страховых компаний, то они все равно страхуют объект на основании той документации, которую предоставляют предприятия. А те не брезгуют предоставить искаженные данные по опасности объекта, зачастую снижая сумму страховки. «Даже если страховщик видит, что сумма снижена, ему не всегда есть резон спорить – страховать такой объект или нет, все равно клиент найдет, где застраховаться», – поясняет «Известиям» представитель одной страховой компании.

Ростехнадзор уже решает проблему. В середине ноября в Госдуму ведомство внесло законопроект поправок в закон о промышленной безопасности, который разделяет объекты по четырем классам опасности. Предполагается, что их нужно будет перерегистрировать до января 2014 года с присвоением класса. Как пояснил «Известиям» источник в Ростехнадзоре, слушания по этому документу в Госдуме должны состояться в декабре месяце. И остается только надеяться, что новым законом проблемы, которые есть сейчас, будут сняты.

В НССО указывают, что охват страхованием гидротехнических сооружений составляет не более 40% от их общего числа. Если владелец не застраховался по реальной стоимости рисков и произошла катастрофа, пострадавшие, согласно ныне действующему варианту закона, могут требовать выплат непосредственно с предприятия.

Источник: Известия, 29.11.12

Автор: Шарпаева Е.